21 сентября 2023

Маркировка рекламы в соцсетях: настолько ли всё сложно, как кажется?

Подписаться
Подписывайтесь! Все свежие материалы в удобном формате
Время чтения 9 минут
Прочитали 709
SMM
Закон

Маркировка в соцсетях: настолько ли всё сложно, как кажется?

В этом году первое сентября с содроганием ждали не только школьники, но и все, кто связан с рекламой в интернете.

Дело в том, что именно в этот день вошли в силу новые поправки в законе ФЗ-38 «О рекламе».

Теперь за нарушение и несвоевременную подачу рекламных данных в ЕРИР (Единый реестр интернет-рекламы), где хранится вся информация, придется платить штрафы до 500 тысяч рублей.

Маркировать нужно все рекламные креативы: от баннеров на сайте, статей до видеороликов и кружочков в Telegram. Исключения: Email-рассылки, пуш-уведомления и трансляции.

Маркировка подразумевает присвоение уникального токена, состоящего из цифр и букв. В нем зашифрованы данные по креативу для отслеживания данных в реестре.

Отчитываться необходимо по истечении 30 дней с момента завершения рекламной кампании с указанием номера, даты акта и факта открутки рекламного бюджета. Если рекламная кампания растянулась на несколько месяцев, то нужно заносить нулевой акт за каждый месяц,предшествующий последнему. Делается это через сайты ОРД (Операторы рекламных данных).На сегодняшний день их немного, но крупные рекламные площадки, такие как Яндекс и VK, организовали свои сервисы ОРД. Это позволило автоматически маркировать рекламу внутри кабинетов с возможностью простой передачи отчетов и актов.

Закон о маркировке рекламы был принят еще в сентябре 2022, и спустя год, когда инфраструктура была налажена, ввели серьезные штрафные санкции. Это повышает градус ответственности для любой из сторон:

  • для граждан — от 30 тысяч до 100 тысяч рублей;
  • для должностных лиц — от 100 тысяч до 200 тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от 200 тысяч до 500 тысяч рублей.

Прямо сейчас можно найти сотни материалов про детали маркировки, виды токена, саморекламу и прочее. В нашем блоге мы хотим продемонстрировать несколько ситуаций, оказавшись в которых вы можете нарваться на штраф, а также расскажем, как выйти из этих ситуаций победителем.

В первую очередь, давайте определим, за что могут оштрафовать в рамках закона с 1 сентября 2023 года:

  • отсутствие рекламной маркировки
  • непредставление данных в ЕРИР
  • несвоевременное предоставление данных в ЕРИР
  • предоставление неверной/неактуальной информации в ЕРИР
  • недостоверное предоставление данных в ЕРИР

Если выявлено одно из нарушений, то сначала вам пришлют запрос, по которому вы должны будете предоставить пояснения и необходимые документы. Такой же запрос будет направлен всем ответственным за распространения рекламного креатива в цепочке. После проверок РКН (Роскомнадзора) договоров, будут выявлены нарушители и привлечены к ответственности.

Итак, перейдем к примерам:

Пример 1

Если реклама была размещена до 01.09.2023.

  • реклама размещалась без маркировки с 01.06.2023 по 30.06.2023
  • договор до 31.07.2023 (по состоянию на 01.09.2023 закрыт)
  • акт выставлен 30.06.2023
  • за рекламу не отчитались в ЕРИР
  • реклама удалена из интернета
Ответ ФАС:

«Если реклама размещена в Интернете до 1 сентября 2022 года и договорные обязательства по ее размещению исполнены до этой даты, то на нее не распространяются положения статьи 18.1 Закона о рекламе»

В данном случае действует положение о том, что закон не имеет обратной силы. То есть за правонарушение ответственности нет.

Важно отметить, что реклама должна быть удалена до применения новых поправок.

Пример 2

Если реклама размещалась в период действия договора, договор на момент 1 сентября 2023 закрыт.

  • реклама размещалась без маркировки с 01.06.2023 по 30.06.2023
  • договор до 31.07.2023 (по состоянию на 01.09.2023 закрыт)
  • акт выставлен 30.06.2023
  • за рекламу не отчитались в ЕРИР
  • реклама продолжает размещаться в интернете

В этом случае договор — второстепенный, после 01.09.2023 реклама продолжается размещаться. Значит, имеется правонарушение.

Пример 3

Если договор на размещение рекламы действует до 31.12.2023

  • реклама размещалась без маркировки с 01.06.2023 по 30.06.2023
  • акт выставлен 30.06.2023
  • за рекламу не отчитались в ЕРИР
  • реклама продолжает размещаться в интернете

Это то же самое нарушение, и за него могут оштрафовать с 01.09.2023

Пример 4

Если договор на размещение рекламы действует до 31.12.2023

  • реклама размещается с маркировкой
  • договор от 01.04.2023
  • акты подавали, но с ошибкой
  • реклама продолжает размещаться в интернете

Это может считается нарушением, если за сентябрь вы не исправите ошибки в новых актах. Поэтому настоятельно рекомендуем вам ознакомиться с правилами маркировки. И указывать в актах фактически потраченную сумму на рекламу за период, по которому вы отчитываетесь.

Пример 5

Вы продвигаете услуги или продукт своей компании на сторонних (не своих) площадках, например с помощью таргетированной рекламы в VK. В данном случае вам тоже нужно отчитываться за рекламу. Вы указываете тип договора «Самореклама». Актов как таковых нет, поэтому вы присваиваете номер самостоятельно и указываете сумму, затраченную на рекламу в отчетный период. В таком случае по рекламной кампании не будет никаких вопросов со стороны регулирующих органов.

В заключение, что делать и как быть?

  • Если вы никак не маркировали рекламу до этого, то вам придется разобраться и начать это делать. Прошлые размещения, попадающие под требования, если они были размещены без токена и по ним не была сдана отчетность, лучше удалить.
  • Договоры также можно перезаключить с 1 сентября, если по ним не было совершено никаких действий.
Понравилась статья?
Подписывайтесь! Все свежие материалы в удобном формате
Популярные материалы