Продвижение в интернете, что лучше: SEO или контекстная реклама?
События последних лет, изменения в экономике, политике и захватившая весь мир пандемия, сильнее подтолкнули бизнес к развитию в онлайне. Практически каждая компания сейчас представлена в интернете, и нужно признать тот факт, что офлайн без присутствия в онлайне уже не работает. Многие предприниматели предпочитают даже не открывать физические точки (офисы, шоурумы, магазины), и концентрируются на продажах онлайн.
Вне зависимости от направления и масштабов бизнеса, развитие и продвижение в интернете необходимо всем. Но инструментов много, а понятной и достоверной информации мало, и каждый маркетолог или собственник рано или поздно задается вопросом, что выбрать? В этой статье разберем плюсы и минусы двух основных каналов.
1. Два самых действенных инструмента
На данный момент можно выделить два самых известных инструмента продвижения, которые подходят практически всем - SEO продвижение и контекстная реклама. Результатом их работы является нахождение сайта на первых позициях поисковой системы, но это достигается разными методами и имеет свои особенности. Прежде всего стоит обозначить ограничения поисковой системы Googlе. С начала 2022 года в России здесь нет возможности давать контекстную рекламу. SEO работает в Google, как и раньше, и это дает особые результаты продвижения. Посмотрим на поисковую выдачу Яндекс при запросе “Купить букет цветов с доставкой” На скриншоте мы видим работу этих двух инструментов:
2. SEO-продвижение: что это?
SEО (Search Engine Optimization - оптимизация под поисковые системы) - непрерывный процесс работы над сайтом для улучшения удобства пользователей и оптимизации под алгоритмы поисковых систем. Это работа над внутренними и внешними факторами ранжирования (например, в Яндексе их более 200).
SEO прорабатывает сайт «изнутри» и включает:
- Сбор семантического ядра
- Анализ юзабилити
- Контентную оптимизацию
- Работу со структурой сайта
- Анализ коммерческих факторов
- Техническую оптимизацию: удаление зеркальных страниц или создание новых
- Работу со ссылочной массой и множество других сложных технических работ
Грамотное продвижение базируется на корректном сборе семантического ядра, т.е. всех запросов, по которым пользователи ищут нужный продукт. В зависимости от сферы деятельности, этих запросов могут быть тысячи. Это списки ключевых слов и словосочетаний, которые пользователь вводит при поиске, и которые отражают тематику сайта, продукт или услугу, ценность компании, и в целом интересы потребителей. Оптимизатор проводит фильтрацию, кластеризацию и проводит большую работу над анализом этих данных. Этот процесс позволяет охватить больше целевой аудитории и привести качественный трафик на сайт.
2.1 Кому подходит SEO продвижение
SEO-продвижение подходит практически всем: заводам, сайтам услуг, сети клиник, грузоперевозчикам, СМИ, т.е. SEO подходит всем, у кого есть сайт и кто готов его улучшить.
В каких случаях SEO не подходит как канал продвижения:
- Нет спроса (новый товар/услуга, о котором никто не знает)
- Небольшой регион (в Курильске нет смысла продвигать сайт шиномонтажа)
- Запрещенная тематика
- Ряд конструкторов с ограниченным функционалом (продвижение возможно после переноса сайта на другую систему управления)
- Если собственник не готов вносить изменения, потому что SEO-специалист меняет контент, структуру, и многие другие элементы сайта
2.2 Преимущества SEO-продвижения
- Над сайтом работает большая команда, включая дизайнера, копирайтера, веб-аналитика, линк-менеджера, SEO-оптимизатора, и в результате вы получаете сайт, где проработаны 100% продающих страниц.
- Сайт становится удобным, интуитивно понятным, информативным и пользователь выберет вас среди других конкурентов.
- Результаты работ SEO сохранятся еще очень долго: даже если вы перестали вкладываться в этот инструмент, эффект от него будет длиться до изменений алгоритмов, или развития сайтов конкурентов.
- В долгосрочной перспективе SEO считается самым дешевым инструментом привлечения трафика.
- SEO работает с обеими поисковыми системами – Яндекс и Гугл, тогда как в контекстной рекламе это были два отдельных бюджета.
- На сайт приходят «теплые» клиенты, которые могут стать постоянными, если им комфортно взаимодействовать с сайтом.
- Люди интуитивно больше доверяют органической выдаче, потому что устали от рекламы.
2.3. Недостатки SEO-продвижения
Но есть и минусы (или особенности SEO):
- Из-за большого объема работ и необходимости индексации правок поисковыми системами, результаты будут видны спустя 4-6 месяцев после старта.
- Не рассчитывайте увидеть продажи с первого месяца работ: рост трафика будет очень постепенным, результат - отложенным во времени.
- Работа специфическая и требует высокого профессионализма и большого опыта. Лучше доверять агентствам, у которых наработанный опыт в разных сферах, чем фрилансеру.
3. Контекстная реклама – что это за вид рекламы?
Контекстная реклама – это текстовые, текстово-графические, и видео объявления, которые привлекают внимания пользователя, когда он «серфит» в интернете. Задача контекстной рекламы - зацепить, увлечь, удержать внимание потенциального покупателя, и сделать так, чтобы он перешел на сайт. Она показывается пользователю в тот момент, когда он сам интересуется товаром или услугой, вбивая свой запрос в поисковую систему. Но на этом её работа не заканчивается: какое-то время, рекламные объявления запрашиваемой тематики, будут “догонять” пользователя и напоминать про его интерес к товару. Контекстную рекламу условно делят на 2 вида: реклама через «Поиск» (поисковые запросы) и РСЯ (Рекламная Сеть Яндекса). Сегодня существует множество типов и форматов, рассмотрим основные из них:
Поиск: когда рекламные объявления появляются в первых строках поисковых систем и соответствуют запросу. Настраивая рекламные компании, специалист подбирает ключевые слова/запросы и создает объявления. Если пользователь вводит запрос, он увидит сайт в 1-5 строке на странице выдачи, или в последних 3-4 строках.
Реклама в Сети Яндекс: реклама на сайтах в приложениях и на других ресурсах, входящих в партнерскую сеть Яндекса, например, РИА Новости, Авито, Афиша, Lenta.ru и другие. Здесь срабатывает принцип ретаргетинга - реклама, на таких сайтах-партнерах напоминает пользователю о товарах или услугах, которыми он интересовался, но не купил.
Смарт-баннеры: это динамические объявления с контентом, интересным для пользователя. При формировании объявления для рекламы, создается фид с товарами или ссылка на сайт, затем данные передаются в Яндекс, а он автоматически создает объявление из этой информации.
Товарные компании на Яндексе: часто используют интернет-магазины для демонстрации товаров в товарной галерее, которая визуально привлекательна для пользователей. На них сразу хочется перейти, чтобы рассмотреть товар.
Видеореклама: короткий 10-ти секундный ролик, который часто используется в приложениях или проигрывается перед основным видео.
* Контекстная реклама – это лучший способ заявить миру о себе. Она расширяет географию продаж, и позволяет получить клиентов практически сразу после запуска, а также её возможности позволяют варьировать бюджеты и выбирать регион продвижения. Контекстная реклама – это всегда про быстрые результаты.
3.1. Кому подходит контекстная реклама
- Всем бизнесам, у которых сформирован спрос и есть сайт или посадочная страница, на которые можно вести рекламу.
- Если проводится акция с ограниченным сроком.
- Ультрасезонные товары (например, новогодние украшения, строительство домов, посев газонов).
- Если бизнес только запущен и необходимо, чтобы как можно больше людей узнали о нем.
3.2. Преимущества контекстной рекламы
- Привлекает самый горячий, целевой и конверсионный трафик из поисковых систем, потому что показывается только целевой аудитории.
- Первые результаты почти сразу после запуска проекта.
- Легко запустить, не требует особых разработок и продвижения сайтов и других масштабных работ.
- Гибко настраивается по множеству параметров и легко управляется, некоторые компании настраиваются автоматически.
- Позволяет охватить всю Россию без необходимости иметь филиалы в каждом регионе, или сконцентрироваться только по определенной геолокации.
- Удобные форматы оплаты: за клик, показы и другие варианты.
- Четко настраивается финансовая составляющая: можно указать предельные стоимости клика, еженедельного бюджета, и тд.
- Благодаря Яндекс.Метрике (и другим сервисам) мы имеем возможность анализа поведения пользователей на каждом этапе воронки продаж). Поможет протестировать гипотезы на старте.
3.3. Недостатки контекстной рекламы
- Большой бюджет и высокая стоимость лида. В некоторых тематиках лид может стоить от 10 000 р. (само обращение в компанию)
- Краткосрочность. Реклама работает только тогда, когда она оплачивается. Крекратив пополнять рекламный кабинет, вы обнуляете количество обращений
- Еще одна проблема, с которой сталкивается бизнес с высокой конкуренцией - это скликивание (click fraud). Конкуренты при помощи ботов или вручную могут переходить по вашему объявлению и расходовать ваш рекламный бюджет. И ваша реклама не дойдет до целевой аудитории.
- Непроработанные коммерческие факторы - плохой дизайн, некачественная графика, сомнительное содержание заголовков и т.д. снижают конверсию и сливают ваши деньги.
- “Баннерная слепота” - понятие, которое уже судя по названию, отражает отношение пользователя к любой графической рекламе: человек пролистывает объявления не замечая, “на автомате”. Особенно затрагивает тех людей, которые целый день проводят в интернете.
Выводы
Для своего бизнеса вы можете пробовать разные инструменты. Контекст поможет привести целевых клиентов быстро, а SEO - привести в порядок сайт и наладить внутренние процессы.
Вы можете попробовать оба варианта, но важно учесть один важный момент: выбирая контекстную рекламу (когда вы “за ручку” приводите клиента на сайт), вы должны быть уверены в том, что сайт удобен для пользователя, имеет интересный контент, понятную структуру и имеет преимущество перед конкурентами. С этой задачей хорошо справляется SEO. Поэтому один из главных советов - сначала работа над сайтом через SEO, а потом запуск контекстной рекламы.
Часто задаваемые вопросы:
-
Какие гарантии?
Однозначно ни одно агентство не может гарантировать попадание в ТОП-3, ТОП-5 поисковой выдачи, так как это зависит от изменения алгоритмов поисковых систем и множества других факторов. Однако, мы предлагаем проверенные стратегии и решения, основанные на многолетнем опыте, которые помогут улучшить видимость сайта в поисковой выдаче.
-
Почему в SEO результата от 3-4 до 12 месяцев, мне предлагали уже в первый месяц?
Скорее всего, вам предлагает услуги недобросовестный подрядчик, который может использовать “черные” методы. Работа над сайтом это методичный, последовательный, сложный процесс, который включает в себя работу с огромной базой данных.
-
Какие факторы влияют на результат?
Результаты поискового продвижения сайта зависят от множества факторов, например, проводилось ли SEO ранее, качество и релевантность контента, качество ссылочной массы и другие.
-
А SEO-продвижение еще живо?
Да, слухи о том, что SEO “умирает” распускают те, кто не умеет с ним работать или не пробовал на своем бизнесе. В руках умелого оптимизатора-специалиста, ваш сайт отстроится от конкурентов и будет приносить вам лиды еще очень долго.
-
Что и когда лучше использовать – контекст или SEO?
В зависимости от сферы бизнеса. Лучше всегда обращать внимание на статистику, например, используя сервис Яндекс Вордстат. Анализируя данные, вы сможете точно понять, когда лучше заняться внутренними процессами оптимизации, а когда подключать контекстную рекламу. Вы всегда можете обратиться к экспертам, которые помогут выбрать верную стратегию развития. В нашем агентстве мы анализируем бизнес полностью, находим “точки роста”, делаем сравнение с конкурентами, подсвечиваем темные зоны,
-
Какой бюджет выделить на контекстную рекламу?
В зависимости от сферы, целей, задач, и масштаба бизнеса. 100 000 рублей на контекстную рекламу для малого бизнеса, с геолокацией в одном городе - это одни показатели. Для компании-гиганта, которая имеет разветвленную систему интернет-каталога, десятки тысяч запросов и охватом на всю страну, эта сумма будет намного (в разы) больше.
-
На какие факторы стоит обращать внимание при выборе подрядчика?
Маркером профессионализма, в данном случае, будет наличие сертификатов от разных площадок, например, наше агентство является сертифицированным партнером Яндекс, CallTouch, CoMagic и др. Также следует обращать внимание на кейсы агентства в вашей тематике.