Тренды в продажах 2024
Продажи были и остаются главной движущей силой любой компании. Известное выражение, что зарплату сотрудникам платит не директор, а клиент, чистая правда. Каким бы ни был ваш бизнес, если у него нет клиентов и ваш продукт/услугу никто не покупает, компания не сможет существовать. Поэтому тема продаж будет всегда актуальной, и, следя за трендами, можно вовремя перестраивать процессы или переупаковывать продукт для привлечения клиента именно в вашу компанию.
Давайте представим, какими будут продажи в 2024 году.
Для этого, как любят маркетологи, сначала опишем портрет клиента.
Конечно, в разных сферах и нишах этот портрет будет сильно отличаться, но прошедший год показал нам общие черты клиента:
- он растерян: ушли любимые бренды, ушли популярные соцсети, исчезли привычные пути покупки и способы взаимодействия с компаниями, на налаживание новых паттернов поведения и узнавание новых брендов уйдет время;
- он избирателен: читает отзывы, доверяет советам от друзей и коллег, сравнивает продукты между собой;
- он бережлив: нестабильность ситуации делает редкими эмоциональные покупки, все чаще в магазин идет со списком и планирует заранее покупку даже на распродаже;
- он вкладывается в себя: растет популярность онлайн-курсов, школ иностранных языков;
- он хочет научиться распоряжаться деньгами грамотно: банки уже поймали этот тренд и предлагают своим клиентам бесплатные курсы по трейдингу и инвестициям прямо в мобильных приложениях, дарят бесплатно акции;
- он занимается здоровьем: тренд на здоровый образ жизни поддерживается на уровне государства и пропагандируется лидерами мнений;
- он повзрослел: все чаще компании ориентируются на сегмент аудитории 45+.
Как продавать такому клиенту в 2024 году?
Топ-10 трендов
- Говорить на языке клиента, буквально теми же словами, что и клиент.
Даже если вы продаете сложный продукт, нужно выстроить простую коммуникацию с клиентом. Например, вы продаете программный комплекс по автоматизации бизнес-процессов. Что покупает ваш клиент? Не ваше ПО, а повышение производительности, уменьшение вероятности ошибки из-за невнимательности, безалаберности сотрудников. Скрипты и схемы в данном случае отходят на второй план, главное — понятность вашего предложения.
- Не продавать «в лоб»: использовать схему «прогрев — продажа — дожим». По статистике, минимум семь касаний с клиентом делает компания, прежде чем он становится покупателем. Формируйте у клиента знание о вашем продукте, понимание, как он может его использовать, чтобы освободить себя от лишних забот, дайте стимул купить (скидку, плюшку, бонус) и сопроводите после продажи, убедив клиента, что его выбор верный.
- Рассказывать о компании и бизнесе в целом.
Выстраивайте мультиканальную стратегию, рассказывая о продукте/услуге, о бренде, о сотрудниках, используя различные инфоповоды, с разных сторон подавать информацию, заранее оповещайте о скидках и запустите систему лояльности.
- Продавать там, где клиент привык покупать.
Если ваш клиент приходит в соцсети за развлечением, а покупает на маркетплейсах, не пытайтесь продать ему в соцсетях. Общайтесь с ним так, чтобы в привычном ему канале он совершил нужное вам действие.
- Показывать кейсы и отзывы.
Социальные доказательства, подтверждающие, что с вами приятно иметь дело и вы приносите реальную пользу — важный блок, без которого уже не обойтись.
Помимо этого, рассказывайте о внутренней жизни компании, о сотрудниках, о том, как вы поддерживаете тренды на ЗОЖ и устойчивое развитие. Например, один российский курорт не предлагает своим гостям чай в пакетиках, потому что для их утилизации требуется разделить его после использования на пять фракций: пакетик, ниточка, металлическая скрепка, которая ее крепит, этикетка и заварка. В отелях курорта гостям предлагают свежезаваренный чай, собранный в регионе, и готовят обеды преимущественно из местных продуктов, одновременно поддерживая фермеров края. Так курорт декларирует устойчивое развитие и привлекает гостей, которым важно быть причастными к экологичному образу жизни.
- Работать с клиентской базой.
Собирайте контакты клиентов и всю возможную информацию об их пути, анализируйте ее, и персонализируйте продажи. Идет тренд на гиперперсонализацию: не просто сделать на странице блок товаров «возможно, вам понравится», а персональное обращение к клиенту, часто по имени, которое покажет ему точно то, что он ранее искал, и даст максимально выгодные условия покупки.
- Пересобирать категории товаров на сайте с учетом клиентского спроса.
Если клиент хочет купить синие туфли из экокожи с принтом под крокодила, и такой запрос имеет хорошую частотность — делайте под него категорию.
Частотность меняется. Не ленитесь перепроверять, что перестало пользоваться спросом, обращайте внимание на подсказки, что нового появилось из клиентских капризов.
- Давать пользу бесплатно.
Обучайте своих клиентов. Учите их взаимодействию с вашим продуктом, и делайте своими амбассадорами. Раздавайте трипвайеры — бесплатные образцы или демо-версии вашего продукта или услуги, чтобы человек попробовал работать с ними. Благодарите его за обратную связь, чтобы стимулировать UGC-контент, который делают о вас ваши клиенты, это одна из самых популярных, естественных и бесплатных форм рекламы.
- Продавать результат.
Клиент не покупает в вашей онлайн-школе курс по продвижению в социальных сетях, чтобы стать известным таргетологом. Он покупает у вас новые знания и навыки для того, чтобы найти работу, которая давала бы ему нужную свободу или ресурсы. Поэтому продавайте ему не курсы, а будущую зарплату или возможность найти работу с гибким графиком.
- Следить за репутацией компании и сотрудников.
Иметь отличные оценки на картах, в отзовиках, на HR-площадках — давно необходимость, а не просто тренд. Поисковые системы учитывают фактор оценки бизнеса в ранжировании сайта. А пользователь обязательно найдет и прочитает отзывы о вас перед тем, как стать вашим клиентом. Или напишет сам, и хорошо, если он будет вами доволен.
- WOW-эффект.
Превосходите ожидания. Клиенты это всегда ценили и точно будут ценить и дальше. Уважайте время своих клиентов, отвечайте оперативно, сделайте сайт удобным, создавайте мультиприложения, чтобы в одном месте клиент мог заказать комплекс нужных ему товаров или услуг. Дарите эмоции и впечатления, этого так не хватает в рутине будней.
Вы можете сами выбрать, быть вашей компании всегда «на волне» трендов или просто следить за настроениями клиентов и новыми направлениями. Однако есть ряд обязательных к принятию во внимание особенностей процесса продаж в 2024 году. Агрессивные продажи ушли в прошлое, не нужно давить на клиента, он и так испытывает стресс каждый день. Поймите, кто ваш покупатель, как он совершает покупку, будьте там, где ему удобно, и ненавязчиво сопровождайте его на всем пути следования к корзине и после покупки. Пусть ему будет легко и приятно работать с вами, тогда он расскажет о вас в своем окружении и вы получите новых клиентов по «сарафанному радио».